Вход :

Обобщение правоприменительной практики ГОСТ и ТР 2017

Обобщение и анализ правоприменительной практики ЦМТУ Росстандарта при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и требований технических регламентов в 2017 году

 

Настоящее обобщение составлено по результатам организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, проведённых в 2017 году ЦМТУ Росстандарта за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и требований технических регламентов.

  1. План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год (далее – План проверок) формировался должностными лицами ЦМТУ Росстандарта в 2016 году в порядке, установленном статьёй 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При формировании Плана проверок использовались сведения о предыдущих проверках, информация, поступающая от граждан, юридических лиц, органов государственной власти, а также информация, размещаемая в сети «Интернет» и средствах массовой информации.

Проект Плана проверок был сформирован в отношении 377 субъектов предпринимательства и направлен в органы прокуратуры 31 августа 2016 года (исх. № 501-4/519).

В течение октября 2016 г. должностные лица ЦМТУ Росстандарта проводили работу по согласованию сроков проведения плановых проверок.

После согласования и доработки План проверок был направлен в органы прокуратуры 31 октября 2016 г. (исх. № 501-5/679) на согласование.

Согласованный с прокуратурой План проверок утверждён приказом руководителя ЦМТУ Росстандарта от 27 декабря 2016 г. № 116. Утверждённый План проверок за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и требований технических регламентов содержал проверки в отношении 357 субъектов предпринимательства.

В связи с тем, что в период формирования Плана проверок в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не содержались сведения об акционерных обществах, являющихся субъектами малого предпринимательства, а также в связи с изменением категории обществ с ограниченной ответственностью, в План проверок были включены 10 субъектов малого предпринимательства. На основании статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ все плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства были исключены из Плана проверок соответствующими приказами руководителя ЦМТУ Росстандарта. Копии приказов направлены в Управление Генеральной прокуратуры по Центральному Федеральному округу, субъектам предпринимательства, а также размещены на сайте в сети «Интернет» в установленный срок.

  1. В 2017 году внеплановые проверки ЦМТУ Росстандарта проводились по каждому факту, являющемуся основанием для её проведения согласно положениям части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ. Всего в 2017 году проведено 392 внеплановые проверки, в том числе по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований – 210 проверок;

2) поступление в ЦМТУ Росстандарта обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах – 157 проверок:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде (подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ) - 147 проверок;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде (подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ) – 4 проверки;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ) – 6 проверок;

3) приказ Руководителя Росстандарта, изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (Приказ от 14.10.2016 г. №  80 «О проверках цемента») – 23 проверки;

4) по требованию прокуратуры – 2 проверки.

ЦМТУ Росстандарта согласовывает проведение внеплановых проверок только при одновременном наличии следующих обстоятельств:

- проверка является выездной;

- проверка проводится по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ (причинения вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения).

В 2017 году по согласованию с органами прокуратуры должностными лицами ЦМТУ Росстандарта проведена 131 проверка, основанием для проведения этих проверок явилось возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде и причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.

  1. Формы приказов на проверку разработаны с учётом требований Федерального закона № 294-ФЗ, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 620 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и утверждены приказом ЦМТУ Росстандарта от 19 января 2017 г. № 3.

Проекты приказов о проведении проверок готовятся должностными лицами ЦМТУ Росстандарта и направляются на подпись руководителю, заместителю руководителя ЦМТУ Росстандарта.

Всего в 2017 году издано 660 приказов о проведении проверок за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и требований технических регламентов.

Содержание приказов о проведении проверок соответствует требованиям действующего законодательства.

  1. Форма проведения проверки (документарная или выездная) предлагается руководителю, заместителю руководителя ЦМТУ Росстандарта начальником территориального отдела (инспекции), выбирается руководителем, заместителем руководителя ЦМТУ Росстандарта и указывается в приказе на проведение проверки.

ЦМТУ Росстандарта преимущественно проводятся выездные проверки, так как для достижения целей и задач проверки необходимо проведение отбора образцов (проб) продукции, испытание (экспертизы) продукции и другие мероприятия, которые невозможно провести при документарной проверке.

Всего в 2017 году проведено 924 выездные проверки, 77 документарных проверок.

  1. Должностными лицами ЦМТУ Росстандарта при организации и проведении проверок соблюдаются права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  2. По результатам проверки в соответствии со статьёй 16 Федерального закона № 294-ФЗ должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземпляра. Один экземпляр акта передаётся проверенному субъекту.

По результатам 210 проверок выявлены нарушения обязательных требований. В 2017 году выдано 476 предписаний, в том числе:

- об устранении нарушений – 192

- о приостановке реализации – 111

- о разработке программ мероприятий – 162

- о приостановлении (прекращении) действия декларации соответствия – 11.

В отчётном периоде должностными лицами ЦМТУ Росстандарта по результатам проверок составлено 322 протокола об административных правонарушениях.

Кроме того, по поступившим материалам сторонних организаций было составлено 4 протокола об административном правонарушении.

В 2017 году ЦМТУ Росстандарта по результатам проверок в соответствии с главой 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» направлено 145 писем (уведомлений) о несоответствии продукции обязательным требования, в том числе:

- изготовителю продукции  – 35;

- поставщику (импортёру) продукции – 55;

- орган по сертификации – 46;

- заявителю – 5;

- в органы местного самоуправления – 2.

В органы МВД направлено 2 письма для принятия мер в рамках компетенции.

Кроме того, ЦМТУ Росстандарта по обращениям граждан и юридических лиц в соответствии с главой 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» направлено 55 писем (требований) о проведении проверки достоверности полученной информации.

  1. В 2017 году ЦМТУ Росстандарта в рамках профилактических мероприятий направлено 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, ответы не получены (не истёк установленный срок ответа).
  2. В 2017 году в ЦМТУ Росстандарта от граждан поступило 392 обращения из них:

- по 119 обращениям проведены внеплановые проверки;

- 81 обращение снято с контроля из-за отсутствия необходимой информации;

- 45 обращений переадресовано другим контролирующим органам;

- по 7 обращениям не удалось провести проверку в связи с отсутствием СХД по указанному адресу, прекращением деятельности СХД, отсутствие предмета проверки;

- по 35 обращениям прокуратурой отказано в согласовании проведения проверки;

- по 55 обращениям был дан ответ заявителям без проведения проверок;

- 38 обращений было рассмотрено в соответствии с главой 7 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- 8 обращений находятся на рассмотрении;

- 4 обращения отозвано заявителем.

Всего в 2017 году на основании поступивших в ЦМТУ Росстандарта обращений граждан проведено 157 проверок.

Сведения о результатах рассмотрения обращений размещаются уполномоченным должностным лицом ЦМТУ Росстандарта на портале ССТУ (https://ссту.рф) в установленный срок.

  1. При осуществлении контрольно-надзорной деятельности установлен ряд противоречий при определении обязательных требований к продукции, являющейся предметом надзора.

1) ГОСТ 2517-2012 предусматривает отбор проб (образцов) автомобильного топлива на АЗС только из резервуаров с топливом и устанавливает требования к пробоотборникам, посредством которых отбирается проба.

Зачастую возникает ситуация, когда размер горловины (люка) резервуара не позволяет осуществить отбор пробы пробоотборником, как предписывает ГОСТ 2517-2012.

В таких случаях должностные лица МТУ Росстандарта и специалисты экспертной организации вынуждены осуществлять отбор проб (образцов) автомобильного топлива с применением положений п. 9.8.2 Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродукто-обеспечения (далее Инструкция), утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 231 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2003 N 4804), которыми установлено, что если конструкция резервуара не позволяет использовать стандартный пробоотборник (отсутствие специального люка для отбора проб и стационарного пробоотборника), отбор проб производят из раздаточного крана работающей топливно-раздаточной колонки (далее - ТРК).

Однако эта Инструкция не включена в Перечень к ТР ТС 013/2011. В связи с этим возникает правовая неопределённость в части правомерности такого отбора проб.

Считаем необходимым, внести изменения в ГОСТ 2517-2012 в части установления возможности отбора нефтепродуктов из раздаточного крана работающей ТРК, если конструкция резервуара не позволяет использовать стандартный пробоотборник, либо установить обязательные требования к резервуарам, используемым на АЗС, в ГОСТ с внесением его в Перечень к ТР ТС 013/2011 .

2) В настоящее время состояние нормативно-правовой базы, используемой при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением обязательных требований к электрической энергии, наличием обязательного подтверждения её соответствия не позволяет МТУ Росстандарта осуществлять проверки, а также в случае выявления правонарушений  принять меры к привлечению виновных лиц к ответственности.

Сегодня на рынке субъекты электроэнергетики разделены по видам деятельности – сбыт, генерация и сети. Это привело к неоднозначности их ответственности за сертификацию электроэнергии, с чем мы сегодня и столкнулись. Данное обстоятельство позволяет им перекладывать друг на друга свои обязанности и ответственность.

Из буквального толкования Постановления Правительства России №982 следует, что обязательной сертификации подлежит электроэнергия, поставляемая любым потребителям - как промышленности, так и населению.

Процедура сертификации электрической энергии в настоящее время предусмотрена Правилами проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии, утверждёнными постановлением Госстандарта от 16.07.1999 №36 (далее – Правила проведения сертификации), в соответствии с которыми обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объектом сертификации согласно п.8.2 Правил проведения сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций. При этом в процессе реформирования электроэнергетики энергоснабжающие организации были разделены на отдельные организации по видам деятельности – генерирующие компании, сетевые и энергосбытовые организации.

В данной структуре отрасли продажу электроэнергии указанным потребителям осуществляют энергосбытовые организации, которые не вправе владеть распределительными сетями (центрами питания), в которых необходимо сертифицировать качество электрической энергии, поэтому энергосбытовые организации не обязаны и не имеют возможности сертифицировать электроэнергию. Данные выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 г. по делу № А40-154968/2013).

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации определил правовую позицию, согласно которой ответственность сбытовой организации за поставку электроэнергии, несоответствующей обязательным требованиям, является нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354),  и квалифицируется по ст. 7.23 КоАП РФ, которая находится в компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2015 г.  № 301-АД14-8594 по жалобе  ОАО «Нижегородская сбытовая компания» на судебные акты первой и апелляционной судебных инстанций о привлечении ОАО «Нижегородская сбытовая компания» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ по заявлению ПМТУ Росстандарта).

В свою очередь сетевые организации, как владельцы распределительных сетей, не являются собственниками электроэнергии, не вправе осуществлять ее продажу, а лишь оказывают услуги по передаче электроэнергии по своим сетям, и на них не возложена в силу закона обязанность по проведению сертификации электрической энергии. Данный вывод подтверждается Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 г. по делу № А40-191207/14.

На основании изложенного, требуется актуализация Правил проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии, утверждённых постановлением Госстандарта от 16.07.1999 №36, в соответствии с действующим законодательством об электроэнергетике.

По мнению ЦМТУ Росстандарта, заявка на проведение сертификации электроэнергии должна подаваться организацией, имеющей непосредственную техническую возможность регулирования качества электрической энергии в распределительных сетях, т.е. сетевой организацией, которая также и должна отвечать за качество передаваемой электроэнергии, обязательная сертификация должна осуществляться в отношении электроэнергии, поставляемой любым потребителям - как промышленности, так и населению. Кроме того, необходимо ускорить разработку и принятие технического регламента, устанавливающего требования к электрической энергии и связанным с ней требованиям к процессам производства, передачи, реализации электрической энергии, с учётом распределения ответственности субъектов электроэнергетики и приобретателей, а так же обязанности по проведению оценки соответствия.

  1. В 2017 году по результатам государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции должностными лицами ЦМТУ Росстандарта было составлено 332 протокола об административном правонарушении, в том числе по материалам сторонних организаций – 4 протокола об административном правонарушении, из них:

1) составлено в отношении:

- должностных лиц – 155;

- юридических лиц – 145;

- индивидуальных предпринимателей – 32.

2) составлено по статьям КоАП РФ:

- часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ – 291;

- часть 1 статьи 14.44 КоАП РФ – 4;

- часть 2 статьи 14.46.2 КоАП РФ – 1;

- части 1, 15 статьи 19.5 КоАП РФ – 7;

- статье 19.33 КоАП РФ – 8;

- статье 19.7 КоАП РФ – 3;

- статье 20.25 КоАП РФ – 18.

В соответствии со статьёй 23.52 КоАП РФ на рассмотрение начальников территориальных отделов (инспекций) ЦМТУ Росстандарта (далее – начальники отделов) направлено 296 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43, частью 1 статьи 14.44, частью 2 статьи 14.46.2 КоАП РФ. Кроме того, на рассмотрение начальникам отделов поступило от прокуроров 2 постановления о возбуждении административных дел по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Начальниками отделов рассмотрено 298 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения административных дел начальниками отделов вынесено 240 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 12 137 000 рублей, 56 постановлений – о предупреждении, 2 постановления об отказе в привлечении к административной ответственности.

В соответствии со статьёй 23.1 КоАП РФ в судебные органы направлено 36 протоколов об административных правонарушениях, в том числе:

- в арбитражный суд – 11;

- мировым судьям – 25.

Судами рассмотрено 39 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения административных дел судами вынесено 24 постановления о наложении штрафа на общую сумму 3 614 000 рублей. По одному административному делу вынесено предупреждение. Отказано по 14 административным делам (истечение срока давности – 7, ненадлежащее извещение – 1, отсутствие состава – 3, возвращено – 3).

В отчётном периоде в судебные органы лицами, привлечёнными к административной ответственности, направлено 54 жалобы на постановления, вынесенные начальниками отделов. По результатам рассмотрения судебными органами приняты следующие решения:

- отменено 8 постановлений (в связи с малозначительностью – 2, из-за отсутствия события, состава правонарушения – 4, переквалификация в иную статью – 2),

- отменено в части размера наложенного штрафа (штраф снижен) – 9,

- оставлено без изменения – 14;

- административный штраф заменён на предупреждение – 2.

21 административное дело находится на рассмотрении.

В судебные органы лицами, привлечёнными к административной ответственности, направлено 3 жалобы на решения о наложении штрафа, вынесенные судебными органами. По результатам рассмотрения судебными органами приняты следующие решения:

- отменено в части размера наложенного штрафа (штраф снижен) – 1;

- оставлено без изменения – 2.

Сумма наложенного штрафа, подлежащая взысканию в бюджет после обжалований, составила 13 001 000 рублей.

  1. При рассмотрении административных дел начальники отделов назначают административные наказания с учётом смягчающих и отягчающих обстоятельств.

 Исходя из сложившейся практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в части нарушения требований технического регламента к характеристикам автомобильного топлива, в случае, если его показатели отличаются от нормируемых в десятки и более раз, а также нарушения обязательных требований национального стандарта к электрической энергии, начальниками отделов  применяются штрафы выше минимального размера вплоть до максимального, предусмотренного санкцией указанной статьи.

Всего в отчётном периоде начальниками отделов наложено 24 штрафа в размере выше минимального размера, установленного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Однако судами по результатам обжалования постановлений начальников отделов по 3 административным делам штраф снижен, по 1 административному делу штраф заменён на предупреждение. А также судами по результатам обжалования постановлений начальников отделов по 6 административным делам, где были назначены штрафы минимального размера, суммы наложенных штрафов снижены ниже низшего предела.

  1. При проведении государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований технических регламентов и национальных стандартов к продукции из 459 проверенных субъектов хозяйственной деятельности (СХД) у 133 СХД выявлены нарушения.

Анализ выявленных нарушений показал, что в основной массе проверенной продукции несоблюдение обязательных требований установлены в части:

- требований безопасности;

- маркировки продукции;

- требований к документации;

- обязательного подтверждения соответствия (отсутствует сертификат соответствия, декларация о соответствии).

Характерные нарушения по основным группам продукции:

1) Нефтепродукты:

Нарушение требований технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (ТР ТС) в части:

- нормируемых физико-химических показателей («массовая доля серы», «объёмная доля бензола», «температура вспышки в закрытом тигле»);

- информации представленной в сопроводительной документации («октановое число», класс топлива);

- информации для потребителя (на чеках и на ТРК не указан класс топлива);

- обязательного подтверждения соответствия (отсутствует декларация соответствия).

2) Низковольтное оборудование:

Нарушение обязательных требований технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» и технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС) в части:

- нормируемых показателей (наличие радиопомех и индустриальных помех, толщине изоляции);

- испытаний (испытания проводятся не в полном объёме и с нарушением установленных требований);

- маркировки (отсутствует знак обращения на рынке);

- оформления документации (отсутствует информация о необходимом уровне защиты от прямого воздействия электрическим током, в документах предприятия (технических условиях, паспортах) не регламентированы требования по отсутствию недопустимого риска возникновения повышенных температур, дуговых разрядов или излучений, отсутствует руководство по эксплуатации);

- обязательного подтверждения соответствия (отсутствует сертификат соответствия (декларации)).

3) Электрическая энергия

Нарушение обязательных требований ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» в части:

- нормируемых показателей («отклонение напряжения»);

- обязательного подтверждения соответствия (отсутствует сертификат соответствия).

4) Колёсные транспортные средства

Нарушение требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011):

Детские удерживающие устройства не соответствуют требованиям ТР ТС в части:

- безопасности (детские удерживающие устройства и адаптеры ремней безопасности не соответствуют по уровню защиты при ДТП);

- документации (в инструкции пользователя отсутствует надпись об универсальности кресла, отсутствуют рекомендации по замене ДУУ);

- обязательного подтверждения соответствия (отсутствует сертификат соответствия).

5) Машины и оборудование:

Нарушение требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в части:

- маркировки (отсутствует указание месяца изготовления, отсутствует знак обращения на рынке);

- документации (неполная информация в руководстве по эксплуатации);

- обязательного подтверждения соответствия (отсутствует сертификат соответствия).

6) Аппараты, работающие на газообразном топливе:

Нарушение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» в части:

- продукция находится в обращении без транспортировочных заглушек;

- маркировки (не нанесён знак обращения на рынке).

  1. На основе анализа правоприменительной практики ЦМТУ Росстандарта считаем необходимым внести следующие изменения в законодательство:

13.1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»:

а) в настоящее время в полномочиях органа надзора отсутствует право требовать у исполнителя (например, сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии) документ, подтверждающий обязательное подтверждение соответствия продукции. В связи с этим необходимо внести следующие изменения в часть 1 статьи 34 Федеральный закон «О техническом регулировании»: абзац второй после слов «иностранного изготовителя» дополнить словом «, исполнителя)».

б) в настоящее время отсутствует механизм прекращения или приостановления действия сертификата соответствия, если орган, его выдавший, прекратил свою деятельность. Органы надзора полномочиями по прекращению или приостановлению действия сертификатов соответствия в указанном случае не наделены.

Кроме того, имеют место случаи, когда недобросовестные органы по сертификации выдают сертификат соответствия на продукцию без наличия доказательных материалов (протоколов испытаний), использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В настоящее время у органов надзора отсутствуют полномочия требовать предоставление таких доказательных материалов от органов по сертификации. 

В связи с этим необходимо внести следующие изменения в часть 1 статьи 34 Федеральный закон «О техническом регулировании»:

-        в абзаце седьмом после слов «иностранного изготовителя)» дополнить словами «исполнителя, органа по сертификации»;

-        дополнить абзацем восьмым следующего содержания: «принимать решения о прекращении действия сертификата соответствия, если орган, его выдавший, прекратил свою деятельность».

в) в настоящее время участились случаи оформления сертификатов соответствия органами по сертификации на основании протоколов испытаний испытательной лаборатории, аккредитация которой прекращена. Указанные протоколы испытаний выдавались в период действия аккредитации, но сертификаты оформлялись фактически уже после прекращения действия аккредитации.

В связи с этим необходимо внести следующие изменения в часть 4 статьи 26 Федерального закона «О техническом регулировании» дополнив абзацем следующего содержания:

«Органы по сертификации не вправе выдавать сертификат соответствия после прекращения действия аккредитации испытательной лаборатории (центра), на основании протоколов, оформленных в период действия аккредитации».

13.2. Действующие на отчётный период технические регламенты: требует доработки Технический регламент Таможенного Союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» в части обязанности принятия декларации о соответствии нефтебазами, которые производят смешение партий топлива разных производителей.

13.3. Постановление Госстандарта РФ от 16 июля 1999г. №36 «О правилах проведения сертификации электрооборудования»: требуется актуализация в соответствии с действующим законодательством об электроэнергетике. Кроме того, из буквального толкования Постановления Правительства России № 982 следует, что обязательной сертификации подлежит электроэнергия, поставляемая любым потребителям - как промышленности, так и населению. В то же время действующие в настоящее время Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16 июля 1999г. №36) определяют только процедуру сертификации электрической энергии, поставляемой населению.

13.4. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых  Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861: Пункт 15 Правил требует дополнения обязанностью сетевой компании подтверждать соответствие передаваемой электрической энергии требованиям технических регламентов (до их вступления обязательным требованиям ГОСТ) в форме обязательной сертификации.

В  указанных Правилах также необходимо установить, что сетевая компания осуществляет выпуск в обращение электрической энергии, так как в Федеральном законе «О техническом регулировании» отсутствует понятие выпуск в обращение продукции.

13.5. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённые Постановлением  Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442: п. 40 Основных положений, определяющий существенные условия договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) после слов «требования к качеству поставляемой электрической энергии, которые должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации» требуется дополнить словами «соответствие этим требованиям должно быть подтверждено в форме обязательной сертификации», а также дополнить обязанностью сбытовой организации указывать сведения о сертификации электроэнергии в сопроводительных документах (квитанциях на оплату, договорах и т.п.). (это касается обязанности сбытовой организации продавать потребителю сертифицированную электроэнергию и представлять потребителю сведения о ее сертификации)

13.6. «Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ требует дополнения:

- ч.1 ст. 14.43  после слов «либо выпуск в обращение» дополнить словами «и обращение» для исключения  возможности освобождения от административной ответственности продавцов, не являющихся изготовителями несоответствующей обязательным требованиям продукции;

-  ст. 25.15. Дополнить частью  5 следующего содержания:

«Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики также считаются извещёнными надлежащим образом судом, органом или должностным лицом, в производстве которых находится дело, если:

1) адресат отказался от получения извещения и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или  судом, органом, должностным  лицом;

2) извещение не вручено в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила суд, орган, должностное  лицо с указанием источника данной информации.

В случае, если место нахождения или место жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, неизвестно, надлежащим извещением считается направление извещения по последнему известному месту нахождения или месту жительства указанного лица.»

Данные изменения необходимы с целью рассмотрения дел об административных правонарушениях в отсутствие лиц, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении и которые уклоняются от получения почтовой корреспонденции, в которой уведомляются о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения административного дела и др.

13.7. ГОСТ 2517-2012 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб»: Дополнить положениям, устанавливающими возможность отбора нефтепродуктов из раздаточного крана работающей ТРК, если конструкция резервуара не позволяет использовать стандартный пробоотборник, либо установить обязательные требования к резервуарам, используемым на АЗС в ГОСТ с внесением его в Перечень к ТР ТС 013/2011.

13.8. Перечни межгосударственных стандартов, национальных (государственных) государств - членов Таможенного союза (до принятия межгосударственных стандартов), в результате применения которых на добровольной или обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов  и межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союз (до принятия межгосударственных стандартов), содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов: требуется актуализация, так как ряд ГОСТ, включённых в Перечень отменён, взамен них введены в действие новые ГОСТ, которые не включены в Перечень.