Вход :

Выступление начальника территориального отдела (инспекции) по г. Москве Хлоповских С.Ю. на НТК Ростехрегулирования «Об итогах государственного метрологического надзора, проведенного МТУ Ростехрегулирования в сфере автотехобслуживания в первом полугодии 20

27 сентября 2007г. в г. Москве состоялась НТК, организованная Федеральным агентством Ростехрегулирования, посвященная вопросам оказания услуг, ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств. С докладом выступила начальник территориального отдела (инспекции) по г. Москве Хлоповских С.Ю.

В соответствии с Комплексным планом надзорной деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденным приказом от 28.11.2006 г. № 3481 и техническим заданием № 1 от 21.12.2006 г. Межрегиональными территориальными управлениями в первом полугодии 2007 года проведен государственный метрологический надзор на предприятиях России, оказывающих услуги по ремонту, техническому обслуживанию автотранспортных средств.

Ни для кого не секрет, что одной из основных причин высокой аварийности на наших дорогах является неудовлетворительное техническое состояние автотранспорта

Проверки проводились отделами (инспекциями) МТУ в соответствии с порядком, установленным правилами по метрологии ПР 50.2.002-94.

Должностными лицами МТУ проведено 1469 проверок состояния и применения средств измерений, соблюдения метрологических правил и норм на 1294 субъектах хозяйственной деятельности.

Нарушения метрологических правил и норм выявлено на 1091 из них, что составляет 84 % от общего числа проверенных.

В ходе проведения государственного метрологического надзора было проверено 15554 единицы средств измерений, применяемых в системе автотехобслуживания, из них признано непригодными к применению - 6476 единиц, что составило 41,6 % от общего количества проверенных СИ, в том числе:

  • не прошедших поверку - 5980 единиц;
  • неутвержденного типа - 396 единиц;
  • неисправных - 100 единиц.

При проверках учитывались требования ГОСТ Р 51709-2001 в котором установлены требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств и методам их проверки. Следует отметить необходимость внесения изменений в раздел «Методы проверки» в части определения усилий затяжки крепления дисков и ободьев колес, а также о внесении требований к углам установке управляемых колес, их балансировке и к методам их проверки с применением средств измерений.

В ходе проверок выявлены следующие нарушения метрологических правил и норм:

  • применялись непригодные к применению средства измерений (неповеренные, неисправные, неутвержденного типа) - на 865 предприятиях (67 % от проверенных);
  • отсутствовали необходимые для проведения ремонта и технического обслуживания автомобилей средства измерений на 372 предприятиях (29 %);
  • отсутствовали необходимые для работы нормативные документы на 217 предприятиях (17%);
  • на всех проверенных предприятиях отсутствовала информация об утверждении типа применяемых средств измерений;
  • не создана метрологическая служба или иная организационная структура по обеспечению единства измерений - на 292 проверенных предприятиях (23%);
  • отсутствовали перечни подлежащих поверке средств измерений - на 885 проверенных предприятиях (68 %);
  • отсутствовал график поверки средств измерений - на 863 предприятиях (68 %).

Одним из часто встречающихся нарушений явилось отсутствие необходимых средств измерений для проверки обязательных требований государственных стандартов (показателей безопасности движения автомобилей) при проведении ремонта и технического обслуживания автомобилей (для контроля эффективности торможения — тормозных стендов, педальных динамометров, деселерометров; для контроля суммарного люфта в рулевом управлении — люфтомеров; для контроля направления и силы света фар — специальных приборов; для контроля усилия затяжки ответственных резьбовых соединений — динамометрических ключей; для контроля токсичности выхлопных газов — газоанализаторов и дымомеров). В результате: не проверяются основные параметры безопасности движения автомобилей после технического обслуживания и ремонта.

В ходе проверок было установлено применение следующих типов непригодных к применению средств измерений:

  • средств измерения давления воздуха в шинах колес (манометры) - 1224 единицы (53 % от проверенных данного типа);
  • средств измерения дисбаланса колес (балансировочные стенды) — 220 единиц (51 % от проверенных данного типа);
  • средств контроля усилий затяжки ответственных резьбовых соединений (динамометрический ключи) - 1650 единиц (47 % от проверенных данного типа);
  • средств контроля эффективности торможения, работы двигателя и диагностические линии (тормозные стенды, педальные динамометры, мотор-тестеры, деселерометры) - 538 ед. (33% от проверенных данного типа);
  • средств проверки и регулировки углов установки управляемых колес (стенды «Схода-развала», специальные линейки) - 315 ед. (49 % от проверенных данного типа);
  • средств контроля геометрии основания кузова (измерительные системы кузовных стапелей, рулетки)- 139 ед. (34 % от проверенных данного типа);
  • средств проверки токсичности выхлопных газов (газоанализаторы и дымомеры- 377 ед. (30 % от проверенных данного типа);
  • средств измерений износа деталей тормозной системы и рисунка протектора шин, свободного хода педали тормоза (штангенциркули, линейки, индикаторные головки) - 1659 ед. (42 % от проверенных данного типа).
  • средств измерений направления и силы света фар (приборы для проверки и регулировки фар в состав которого входит фотоприемник и шкала угломера) - 160 единиц (26 % от проверенных данного типа);
  • средств измерений суммарного люфта в рулевом управлении (люфтомеры) - 104 единицы (19 %);
  • средств контроля уровня светопропускания стекол (люксметры) — 20 ед. (7 % от проверенных данного типа).

При проведении государственного метрологического надзора установлено применение динамометрических ключей, шинных манометров, стендов углов установки колес, балансировочных стендов и штангенциркулей, не внесенных в Государственный реестр средств измерений. Производителями являлись Китай, Тайвань, Чехия, Италия, Швеция, Германия и Япония, например, динамометрический ключи ТО 4080N и К-2726 производства Тайваня, шинные манометры АТС и балансировочные стенды ВW17РАD производства Италии, динамометрические ключи 4170 и балансировочные стенды СВ1920 производства Германии, тормозные стенды СТР-150 и «ВАNZАY» производства Японии.

По итогам проведенных проверок выдано 1060 предписаний об устранении нарушений метрологических правил и норм, вынесено 841 постановление о наложении административных взысканий на юридические и должностные лица по статье 19.19 часть 3 КоАП. Общая сумма штрафов, наложенных по постановлениям МТУ, составила 1617,6 тыс. руб.

Основной причиной нарушений метрологических правил и норм явилось:

  • отсутствие ответственных за метрологическое обеспечение СИ;
  • необеспеченность предприятий необходимой нормативно-технической документацией по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (государственными стандартами, Правилами оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и другими);
  • недостаточный контроль со стороны руководства предприятий за соблюдением действующего законодательства в сфере технического обслуживания автомобилей.

Территориальным отделом (инспекцией) по г. Москве проведено44 проверки субъектов хозяйственной деятельности, оказывающих услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Все проверки с отрицательным результатом. Общая сумма штрафов составила 332,5 тыс.руб.

В качестве примера, где особенно нарушаются метрологические правила и нормы, можно привести Московские предприятия АОЗТ «Мосдизайнмаш» и ООО «Автоорбита».

На этих предприятиях:

  • отсутствуют средства измерений эффективности торможения, люфта в рулевом управлении, дисбаланса колес, углов установки управляемых колес, направления и силы света фар;
  • все применяемые средства измерений не проходили поверку;
  • отсутствует вся необходимая нормативно-техническая документация;
  • применялись средства измерений неутвержденного типа.