Вход :

Настоящее обобщение составлено по результатам организации и проведения государственного метрологического надзора в 2017 году ЦМТУ Росстандарта.

  1. План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год (далее – План проверок) формировался должностными лицами ЦМТУ Росстандарта в 2016 году в порядке, установленном статьёй 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При формировании Плана проверок использовались сведения о предыдущих проверках, информация, поступающая от граждан, юридических лиц, органов государственной власти, а также информация, размещаемая в сети «Интернет», средствах массовой информации.

Проект Плана проверок был сформирован в отношении 979 субъектов предпринимательства и направлен в органы прокуратуры 31 августа 2016 года (исх. № 501-4/519).

В течение октября 2016 года должностные лица ЦМТУ Росстандарта проводили работу по согласованию сроков проведения плановых проверок.

После согласования и доработки План проверок был направлен в органы прокуратуры 31 октября 2016 г. (исх. № 501-5/679) на согласование.

Согласованный с прокуратурой План проверок утверждён приказом руководителя ЦМТУ Росстандарта от 27 декабря 2016 г. № 116. Утверждённый План проверок за соблюдением требований Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ), содержал проверки в отношении 890 субъектов предпринимательства.

В связи с тем, что в период формирования Плана проверок в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не содержались сведения об акционерных обществах, являющихся субъектами малого предпринимательства, а также в связи с изменением категории обществ с ограниченной ответственностью, в План проверок были включены 11 субъектов малого предпринимательства. На основании статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ все плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства были исключены из Плана проверок соответствующими приказами руководителя ЦМТУ Росстандарта. Копии приказов направлены в Управление Генеральной прокуратуры в Центральном Федеральном округе, субъектам предпринимательства, а также размещены на сайте в сети «Интернет» в установленный срок.

  1. В 2017 году внеплановые проверки ЦМТУ Росстандарта проводились по каждому факту, являющемуся основанием для её проведения согласно положениям части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ. Всего в 2017 году проведена 321 проверка, в том числе по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 267 проверок;

2) поступление в ЦМТУ Росстандарта обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах - 36 проверок:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде (подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ) - 27 проверок;

б) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ) - 9 проверок;

3) приказ Руководителя Росстандарта, изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (Приказ от 14.10.2016 г. №  80 «О проверках цемента») - 18 проверок.

ЦМТУ Росстандарта согласовывает проведение внеплановых проверок только при одновременном наличии следующих обстоятельств:

- проверка является выездной;

- проверка проводится по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ (причинения вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения).

В 2017 году по согласованию с органами прокуратуры должностными лицами ЦМТУ Росстандарта проведено 26 проверок, основанием для проведения этих проверки явилось возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.

  1. Формы приказов на проверку разработаны с учётом требований Федерального закона № 294-ФЗ, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 620 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и утверждены приказом ЦМТУ Росстандарта от 19 января 2017 г. № 3.

Проекты приказов о проведении проверок готовятся должностными лицами ЦМТУ Росстандарта и направляются на подпись руководителю, заместителю руководителя ЦМТУ Росстандарта.

Всего в 2017 году издано 1122 приказа о проведении проверок федерального государственного метрологического надзора.

Содержание приказов о проведении проверок соответствует требованиям действующего законодательства.

  1. Форма проведения проверки (документарная или выездная) предлагается руководителю, заместителю руководителя ЦМТУ Росстандарта начальником территориального отдела (инспекции), выбирается руководителем, заместителем руководителя ЦМТУ Росстандарта и указывается в приказе на проведение проверки.

Всего в 2017 году проведено 1462 выездные проверки, 128 документарных проверок.

  1. Должностными лицами ЦМТУ Росстандарта при организации и проведении проверок соблюдаются права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  2. По результатам проверки в соответствии со статьёй 16 Федерального закона № 294-ФЗ должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземпляра.

В 2017 году по результатам 407 проверок выявлены нарушения обязательных требований. 

В отчётном периоде должностными лицами ЦМТУ Росстандарта по результатам проверок выдано 355 предписаний, составлено 413 протоколов об административных правонарушениях.

  1. В 2017 году ЦМТУ Росстандарта в рамках профилактических мероприятий направлено 22 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, из них:

- по 4 предостережениям получен ответ об отсутствии факта нарушения обязательных требований;

- по 18 предостережениям ответ не получен (не истёк установленный срок ответа).

  1. В 2017 году в ЦМТУ Росстандарта от граждан поступило 136 обращений из них:

- по 30 обращениям проведены внеплановые проверки, в том числе по 10 обращениям граждан, которые были поданы руководителю ЦМТУ Росстандарта на личном приёме в Администрации Президента Российской Федерации;

- 22 обращений снято с контроля из-за отсутствия необходимой информации;

- 23 обращений переадресовано другим контролирующим органам;

- по 2 обращениям не удалось провести проверку в связи с отсутствием СХД по указанному адресу или СХД прекратило деятельность;

- по 11 обращению прокуратурой отказано в согласовании проведения проверки;

-  по 21 обращениям без проведения проверок был дан ответ заявителям;

- по 22 обращениям выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

- 1 обращение отозвано заявителем;

- 4 обращений находятся на рассмотрении.

Всего в 2017 году на основании поступивших в ЦМТУ Росстандарта обращений граждан проведено 36 проверок.

Сведения о результатах рассмотрения обращений размещаются уполномоченным должностным лицом ЦМТУ Росстандарта на портале ССТУ (https://ссту.рф) в установленный срок.

  1. При осуществлении федерального государственного метрологического надзора не установлено противоречий в законодательстве об обеспечении единства измерений при определении обязательных требований к измерениям, средствам измерений, эталонам, стандартным образцам.
  2. В 2017 году по результатам государственного метрологического надзора должностными лицами ЦМТУ Росстандарта было составлено 413 протоколов об административном правонарушении, в том числе 1 протокол составлен на основании поступивших из других органов материалов, из них:

1) составлено в отношении:

- должностных лиц – 215;

- юридических лиц – 196;

- индивидуальных предпринимателей – 2.

2) составлено по статьям КоАП РФ:

- часть 1, часть 3 статьи 19.19 КоАП РФ – 392;

- части 1 статьи 19.5 КоАП РФ – 4;

- части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ – 1;

- статьи 19.7 КоАП РФ – 10;

- статье 20.25 КоАП РФ – 6.

В соответствии со статьёй 23.52 КоАП РФ на рассмотрение начальников территориальных отделов (инспекций) ЦМТУ Росстандарта (далее – начальники отделов) направлено 392 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ. Кроме того на рассмотрение начальника отдела поступило от прокурора 1 постановление о возбуждении административного дела по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Начальниками отделов рассмотрено 367 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения административных дел начальниками отделов вынесено 356 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 12 390 000 рублей, 9 постановлений – о предупреждении, 2 постановления об отказе в привлечении к административной ответственности.

В соответствии со статьёй 23.1 КоАП РФ в судебные органы направлен 21 протокол об административных правонарушениях, а именно мировым судьям.

Судами рассмотрено 15 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения административных дел судами вынесено 12 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 214 900 рублей, отказано по 3 делам (истечение срока давности – 1, возвращено – 2).

В отчётном периоде в судебные органы, лицами, привлечёнными к административной ответственности, направлено 80 жалоб на постановления, вынесенные начальниками отделов. По результатам рассмотрения судебными органами приняты следующие решения:

- отменено 26 постановлений (в связи с малозначительностью – 22, истёк срок давности – 2, отсутствие события правонарушения – 2),

- отменено в части размера наложенного штрафа (штраф снижен) – 1,

- оставлено без изменения – 22;

- административный штраф заменён на предупреждение – 7.

- 24 административных дела находится на рассмотрении.

Сумма наложенного штрафа, подлежащая взысканию в бюджет после обжалований составила 10 645 900 рублей.

  1. При рассмотрении административных дел начальники отделов назначают административные наказания с учётом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Исходя из сложившейся практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ начальниками отделов применяются штрафы выше минимального размера вплоть до максимального, предусмотренного санкцией указанной статьи в зависимости от количества неповеренных средств измерений, а также периодов применения неповеренных средств измерений.

Всего в отчётном периоде начальниками отделов наложено 14 штрафов в размере выше минимального размера, установленного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ. Судом по результатам обжалования постановлений начальников отделов по 1 административному делу штраф снижен. 

  1. По результатам государственного метрологического надзора в 2017 году установлено, что на проверенных предприятиях, осуществляющих деятельность в системах газо- водо- и теплоснабжения Российской Федерации, опасных объектах, в сфере торговли и здравоохранении, а также ряде других, нарушаются требования Федерального закона № 102-ФЗ от 26.06.2008 г. «Об обеспечении единства измерений» в части соблюдения обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Состояние метрологического обеспечения на указанных предприятиях является неудовлетворительным, основными нарушениями обязательных требований, характерными для большинства отрицательных проверок,  являются:

1) нарушение требований к методикам измерений:

измерения, выполняемые  в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не полностью оснащены необходимыми средствами измерений.

2) нарушение обязательных требований к средствам измерений:

- применяются средства измерений неутверждённого типа;

- применяются  не поверенные (с истекшим сроком поверки)  средства измерений;

- не соблюдаются установленные межповерочные интервалы.

  1. На основе анализа правоприменительной практики ЦМТУ Росстандарта считаем необходимым внести следующие изменения в законодательство:

1) В настоящее время в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона №102-ФЗ, федеральный государственный метрологический надзор не распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поверку средств измерений. В связи с этим необходимо внести следующие изменения в статье 15 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»:

а) часть 1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) соблюдением порядка поверки средств измерений.»;

б) часть 2 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) поверку средств измерений.»;

2) Росстандарту необходимо организационно решить вопрос оформления результатов поверок на термометры медицинские максимальные стеклянные (для определения температуры тела человека), в части усиления контроля при утверждении типа и поверке этих средств измерений за наличием на термометрах знаков поверки, наносимых после проведения поверки, способом, обеспечивающим их сохранность в процессе эксплуатации, либо, в случае оформления свидетельств о поверке или нанесения знаков поверки в эксплуатационных документах, за наличием на термометрах и в эксплуатационных документах уникальных идентификационных признаков (номеров), позволяющих однозначно сопоставлять конкретный экземпляр термометра с документом, содержащим сведения о поверке.

3) Пунктом 21 «Правил проведения технического осмотра транспортных средств» (далее – Правила технического осмотра), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 г. № 1008 предусмотрена проверка углов регулировки и силы света фар в соответствии с пунктам 4.3.4 - 4.3.11 ГОСТ Р 51709-2001. В данных пунктах отсутствует указание о необходимости осуществлять контроль давления воздуха в шинах транспортного средства при проверке указанных требований. Данное требование содержится в пункте 5.3.1 ГОСТ Р 51709-2001, однако ссылка на этот пункт отсутствует как в самих Правилах технического осмотра, так и в пунктах 4.3.4-4.3.11  ГОСТ Р 51709-2001. В связи с этим необходимо внести соответствующие дополнения в целях эффективного осуществления государственного метрологического надзора в субъектах хозяйственной деятельности, осуществляющих диагностирование и технический осмотр транспортных средств.

4) В «Основных технических характеристиках средств технического диагностирования и их перечне», утверждённых Приказом Минпромторга РФ от 06.12.2011 N 1677 на основании пункта 13 Правил технического осмотра, отсутствует разграничение средств технического диагностирования на средства измерений и прочие технические средства. О принадлежности к средствам измерений можно судить только по наличию числового значения в графе «максимальная погрешность». В частности для измерения давления воздуха в шинах в перечне указано диагностическое средство  «наконечник с манометром», для которого не указана максимальная погрешность.

Таким образом, отсутствуют правовые основания для отнесения измерения давления в шинах при проведении технического осмотра транспортных средств к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в указанный Перечень.

5) Дополнить Перечень измерений относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при осуществлении деятельности в области здравоохранения и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 февраля 2014г. №81н следующими измерениями:

а) Измерение объёма веществ и материалов при проведении исследований в сфере клинической лабораторной диагностики in vitro и при изготовлении лекарственных препаратов;

б) Измерение молярной концентрации веществ при проведении исследований в сфере клинической лабораторной диагностики in vitro и при изготовлении лекарственных препаратов;

в) Измерение массовой концентрации веществ при проведении исследований в сфере клинической лабораторной диагностики in vitro и при изготовлении лекарственных препаратов;

г) Измерение водородного показателя при проведении исследований в сфере клинической лабораторной диагностики in vitro и при изготовлении лекарственных препаратов;

д) Измерение концентрации лейкоцитов, эритроцитов, гемоглобина в крови;

е) Измерение частота пульса;

ж) Измерение плотности биологических сред;

з) Измерение геометрических размеров и положения внутренних органов человека и(или) их частей;

и) Измерение скорости (объёмной скорости) движения жидких сред в организме человека;

к) Измерение внутриглазного давления;

л) Измерение величины косоглазия;

м) Измерение радиуса кривизны роговицы глаза, диаметра зрачка;

н) Измерение астигматизма роговицы;

о) Измерение силы роговицы;

п) Измерение сферической и(или) цилиндрической  рефракции;

р) Измерение межзрачкового расстояния;

с) Измерение биоэлектрических потенциалов тела человека;

т) Измерение проводимости  участков тела человека и(или) биологических проб;

у) Измерение сопротивления участков тела человека и(или) биологических проб;

ф) Измерение времени при проведении медицинских исследований;

х) Измерение температуры воздуха при хранении лекарственных препаратов;

ц) Измерение относительной влажности воздуха при хранении лекарственных препаратов.

6) В целях пресечения недобросовестной деятельности лиц, аккредитованных на право поверки средств измерений, не являющихся ЦСМ или ГНМЦ, необходимо в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. № 250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии» необходимо внести следующее изменение:

- подпункт «д» пункта 3 указанного Постановления Правительства России изложить в следующей редакции:

«д) подлежащих первичной поверке в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений", за исключением средств измерений после ремонта».